Большая распродажа
Казалось бы, в чем тут сложность – выбрать карандаш. Ведь проще предмета не придумаешь. Как был он еще несколько столетий назад куском графита, зажатым в деревянные половинки, таким по сути и остался.
Но постойте, а разве не важно, насколько четкую линию оставляет этот кусочек графита? Не выскальзывает ли он то и дело из своей деревянной оболочки? И удобна ли она для пальцев, податлива ли для заточки? Все эти составляющие были важны и сотни лет назад, и особенно сегодня, когда карандаш из примитивного инструмента превратился в технологичный продукт и стал незаменимым помощником человека в учебе и работе, а также в занятиях творчеством.
Итак, выбирая карандаш, нужно оценивать его по трем признакам:
1. качество грифеля (стержня),
2. характеристики древесины,
3. добротность обработки и склейки корпуса.
Разберем детально каждую составляющую, чтобы понимать, на что именно нужно обращать внимание в магазине.
1. Грифель (стержень). Он может быть цветным и графитным (чернографитным), у него бывает разная толщина и мягкость. А еще он имеет различный состав. Ведь стержень в современном карандаше – это продукт долгих научных изысканий и практических испытаний.
Вот, например, знаете ли вы историю появления «карандаша Конте»? Этот художественный инструмент чем-то похож на черный угольный мелок. Только никакой это не уголь, а искусственный графит. Разработал его в конце XVIII века французский художник и изобретатель Николя-Жак Конте. Дело в том, что Англия, враждовавшая в ту пору с революционной Францией, перестала поставлять в молодую республику натуральный графит из своих месторождений. Так на идее импортозамещения родился графит искусственный, который вскоре и стал основным материалом для стержней в карандашах. Затем, экспериментируя с компонентами состава, производители научились делать и цветные грифели.
Так вот, хороший грифель отличается сбалансированным составом. Чтобы стержень рисовал чистым плотным цветом, нужен очень мелкий помол пигментов (цветных красителей) и тщательное, долгое перемешивание всей массы, из которой делают этот стержень. А чтобы он не пылил и не крошился, был достаточно эластичным и легко писал без нажима, в его состав еще нужно добавить особые смягчающие присадки.
Конечно, когда вы рассматриваете карандаш в магазине, то не сможете на глаз, без помощи специального оборудования, в полной мере оценить помол пигментов и состав грифеля или проверить, какая у него на самом деле степень твердости. В таком случае просто попробуйте карандаш на бумаге.
• Плохой стержень будет крошиться и царапать бумагу, бледно рисовать.
• Хороший грифель оставит четкий след даже при слабом нажиме, цвет его будет насыщенным и ровным.
Это важно при выборе не только профессиональных художественных карандашей, но и детских. Ведь маленький ребенок еще не умеет контролировать силу нажатия, и, если в карандашах некачественные, недостаточно мягкие стержни, детский рисунок получится бледным и невыразительным. Такой опыт может испортить маленькому художнику впечатление от рисования.
Поэтому ответственные производители, как, например, Воскресенская карандашная фабрика (ВКФ), используют для своей детской продукции только мягкие высококачественные цветные грифели – со степенью мягкости не меньше 3М. Детские карандаши должны рисовать ярко!
Что касается профессиональной категории, здесь грифели могут иметь разную степень мягкости. Рассмотрим это на примере обширного ассортимента художественных карандашей VISTA-ARTISTA.
• Среди цветных карандашей этого бренда наиболее мягкие стержни у серии INTENSE – они подойдут тем, кто предпочитает самые насыщенные и яркие цвета.
• Вариант бюджетнее, с грифелями чуть тверже, – цветные карандаши Studio: хорошо растушевываются, накладываются друг на друга. Отличный вариант для начинающих художников.
• У серии Extra Fine – особые акварельные стержни, их рисунок можно размывать водой, как акварельную краску, добиваясь необычных эффектов.
• У карандашей чернографитной серии Academia 11 степеней твердости (от 2Т до 10М): полного набора хватит для полноценных занятий академическим графическим рисунком.
2. Древесина. Самое главное требование к деревянному корпусу карандаша – мягкость: он должен точиться легко, без затруднений. Как показал долгий опыт производства карандашей во всем мире, таким свойством в полной мере обладают всего два дерева – липа и американский кедр.
Да, к сожалению, наш родной сибирский кедр не годится: слишком смолистый. Поэтому в советское время на Томской карандашной фабрике (сегодня, увы, ее уже нет) кедровые дощечки долго вымачивали в горячей воде, а потом долго сушили. Конечно, себестоимость карандашей при этом росла, но в условиях плановой экономики и государственного ценообразования это было неважно.
А вот в рыночных условиях некоторые производители, увы, очень озабочены вопросом экономии. Поэтому могут использовать самое дешевое дерево – химически обработанный тополь. Дело в том, что без химии эта древесина совершенно не годится для карандашей: сначала ее нужно размягчать и избавлять от гнили (тополь легко гниет), а затем, для придания товарного вида, пропитывать красителями и парафином.
Зато наша отечественная мелколиственная липа хороша без всякой химии. Не зря это дерево издавна считалось на Руси основным для изготовления разных поделок, в том числе детских игрушек, изделий, связанных с пищей (вспомните липовые кадушки для меда или ложки). Липа по своей природе гипоаллергенна (не вызывает аллергию), у нее очень мягкая, светлая и легкая древесина, с малым количеством сучков и повреждений, так что вещи из нее получаются добротные, безопасные и очень качественные. В том числе карандаши. Именно поэтому, например, на ВКФ для своих карандашей, в том числе всех детских серий, используют только древесину липы.
Если при осмотре заточенного кончика недорогого карандаша в магазине вы видите не светлую липу, а розоватую, бордовую или экзотически черную древесину, знайте – это химически травленный тополь, и ничего особенно хорошего, кроме цены, в таком карандаше нет. Тем более не стоит давать его ребенку, который не прочь иногда взять карандаш в рот. Если все же сомневаетесь в том, из какого дерева карандашный корпус, спросите у представителей магазина: они должны владеть этой информацией.
3. Обработка и склейка корпуса. Если вы еще не в курсе, как именно создается карандаш, напомним технологию. Берут две дощечки, на каждой из них выпиливают желобки, в которые вкладывают грифели. Затем дощечки склеивают, просушивают и только после этого распиливают на отдельные карандаши, а корпус каждого карандаша обтачивают до нужной формы (круглой, треугольной и т. д.).
Самое важное в этом процессе – аккуратно и качественно вклеить грифели в дощечки, чтобы потом, в готовом карандаше, линия склейки была почти не видна, а грифель внутри корпуса держался прочно и не ломался. Это достигается с помощью очень высокой точности обработки и склейки дощечек.
Еще один важный этап – окраска готовых карандашей. Например, стильный черный матовый или пастельный цвет корпуса карандаша достигается нанесением нескольких слоев краски – их количество может доходить до десятка. У дорогих экземпляров дополнительно окрашивают другим цветом тупой кончик: на Томской карандашной фабрике это называли «кепка», современные карандашники говорят «дип-топ». В конце карандаши затачивают и отправляют на упаковку.
Как проверить качество склейки и обработки корпуса карандаша в магазине? Внимательно осмотрите карандаш по всей длине, а также с торцов.
• Стержень должен находиться точно в центре, сидеть в корпусе плотно, без зазоров.
• Корпус должен быть ровным, без заметных следов склейки, не должно быть запаха краски.
• Потрите карандаш – поверхность должна быть гладкой, краска не должна отставать и облупливаться, надписи не должны облезать.
Более точно оценить аспект склейки вы сможете во время дальнейшей эксплуатации: в качественном, хорошо склеенном карандаше грифель не будет ломаться во время заточки. Напомним только, что надо беречь карандаши от падений и пользоваться хорошими точилками (часто именно они являются главными виновниками ломкости грифеля).
Дорогие художественные экземпляры, вроде карандашей из серии INTENSE от VISTA-ARTISTA, лучше всего затачивать очень острым ножом (медицинским скальпелем, например) или профессиональной механической точилкой, так как у них очень мягкие грифели.
Выбирая карандаши для ребенка, обращайте внимание на форму и размер корпуса:
• для малышей, только начинающих рисовать, лучше выбирать карандаши с утолщенным корпусом «джамбо» (его проще держать в кулачке);
• для детей постарше, уже способных держать карандаш пальцами, подойдут карандаши трехгранной формы – они помогают выработать правильный захват пишущего инструмента.
Какие карандаши имеют все три признака хорошего качества?
Практически все уважающие себя бренды следят за качеством продукции. Показателен пример Воскресенской карандашной фабрики (ВКФ) – молодого российского производства, которое было запущено в 2018 году. С самого начала основной целью предприятия было насыщение рынка отечественными карандашами, не уступающими по качеству известным европейским брендам, но более доступными по цене.
Сегодня продукция этой фабрики в российских магазинах представлена в огромном ассортименте. Например, это чернографитные карандаши «Инженер», «Проект», «Эскиз», «Чертежник» для графики и черчения, офисные серии (в том числе, например, сувенирная серия со смешными фразами), цветные карандаши для художественных работ (серия «Живопись») и для детского творчества (в том числе со стержнями неон и металлик), индустриальная линейка (специального назначения).
Также фабрика выпускает детские карандаши под торговыми марками «Лео», «Мишка» и KANZY, художественные серии VISTA-ARTISTA. Все карандаши изготавливаются по сертифицированным техническим условиям (ТУ), разработанным на фабрике, проходят многоэтапный контроль качества. Поэтому в их безопасности и достойной службе можно быть уверенными.
Выбирайте правильные карандаши, и они помогут вам в решении повседневных задач и в реализации самых разных творческих проектов!