Большая распродажа
Считается, что пионерами живописи на открытом воздухе стали в XIX веке английские художники Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. Они первыми решились делать на природе не просто эскизы, а писать готовые картины. Однако их соотечественники такое ноу-хау не очень-то оценили. Публике казалось, что картины написаны наспех и им не хватает завершенности. Зато новаторство восторженно приняли во Франции, где в то время развивался импрессионизм с его «сиюминутностью впечатлений». Именно французы и подарили художникам всего мира слово «пленэр» (фр. plein air, «открытый воздух»).
Почему такой вид живописи стал популярен? Природа — это по-настоящему неиссякаемый источник вдохновения. Один и тот же пейзаж никогда не бывает одинаковым. Только на пленэре можно увидеть и запечатлеть изменчивую игру света и тени, всю палитру природных оттенков и даже неосязаемый эффект воздуха.
А еще в результате увлечения пленэрами обогатились не только выразительные средства живописи, но и арсенал инструментов. Например, появились краски в тубах и этюдники – так художникам было удобнее брать с собой на творческую прогулку всё необходимое.
Пленэр только для профи?
Если вам кажется, что на пленэр могут ходить только профессиональные художники, это вовсе не так. Сегодня рисование на природе, при естественном дневном освещении, считается одной из обязательных ступеней обучения живописи.
Такое творчество помогает тоньше почувствовать окружающий мир, развивает цветовосприятие, эстетическое чутье и остроту зрения. Начинающий художник на пленэре учится не просто писать с натуры, но еще передавать эмоции, пережитые «в моменте». Заодно, погружаясь в свои ощущения, медитирует, получает удовольствие от слияния с природой.
Поэтому, как только устанавливается теплая погода, на улицу устремляются не только профи, но также учащиеся художественных школ и все, кто хочет развить свои навыки рисовании. В конце концов, кому-то просто приятно одновременно заниматься любимым творчеством и нежиться на ветерке. Если вы тоже хотите испытать такое удовольствие, мы подскажем, как подготовиться к пленэру.
Поставьте достижимую цель и выберите место
Если вы раньше никогда не писали картины маслом, не стоит начинать осваивать этот навык сразу на пленэре. Вам и без того хватит острых ощущений. А чтобы этих ощущений не добавляли любопытствующие, выбирайте для похода не популярные парки, куда люди приходят отдохнуть (вы рискуете стать одним из развлечений), а места поскромнее. Например, какую-нибудь тихую усадьбу или место за городом.
Если все же вдохновение тянет на оживленную улицу, есть лайфхак: наденьте наушники, тогда зеваки постесняются вас отвлекать (но это не точно). С другой стороны, чтобы не было одиноко, можно присоединиться к местной пленэрной группе. Товарищи по кисти и мольберту приведут вас в проверенные и даже в закрытые для широкой общественности места.
Не замахивайтесь на что-то масштабное, начинайте с коротких этюдов. Главный навык, который вам предстоит освоить, – научиться работать быстро, выделяя самое главное. Вот несколько тем для пленэра:
• Сюжет с изобилием солнечного света, затем он же – выполненный с другого ракурса, «против света»: так вы глубже поймете роль и возможности освещения.
• Сюжет с моделью в белом платье в тени дерева: здесь нужно разглядеть игру всех оттенков солнечного спектра, когда на белом фоне мелькают блики зеленого, фиолетового и синего цвета.
• Сюжет при вечернем освещении: длинные синие тени, всё бронзовеет и золотится, а еще надо успеть за уходящим солнцем.
• Сюжет в пасмурную, облачную погоду – дает возможность понять, как выглядит натура в холодном рассеянном свете, когда тона будто спрятаны. Может получиться интересный вариант городского пейзажа.
Чем и на чём рисовать
Внимательно отнеситесь к выбору изобразительных средств и основы. На пленэре можно рисовать как и чем угодно, но для начала лучше выбрать что-то, с чем вам будет проще справиться.
1. Краски. Не стоит брать все, какие у вас есть: ограничивайте объем и палитру, не берите наборы целиком. Лучше воспользуйтесь таблетницей или органайзерами для бисера с мелкими ячейками. Выдавите в эти ячейки самые необходимые цвета, которые помогут вам создать максимум нужных оттенков.
• Гуашь – неплохой выбор для новичков. Растворима в воде, быстро высыхает, и проблем с транспортировкой готового рисунка не возникнет.
• Акварель – выбор более опытных пленэристов, так как рисовать ей непросто. Зато она позволяет передавать легкость и воздушность пейзажа и быстро сохнет.
• Масло – на самом деле излюбленные краски для рисунков на пленэре. Мазки хорошо ложатся и перекрывают друг друга, слои получаются плотные. Вот только сохнет масло очень долго, поэтому надо заранее продумать, как вы повезете картину обратно.
• Акрил – хорош своей палитрой, растворим в воде, достаточно быстро сохнет и может использоваться для живописи как в акварельной технике, так и в пастозной.
• Графические материалы: пастель, маркеры, карандаши. Хороший вариант для тех, кто хочет освоить модный архитектурный или городской скетчинг, потому что с карандашами или маркерами вы можете расположиться буквально на любой уличной скамейке.
2. Основа. Что бы вы не выбрали, бумагу или холст, лучше ограничиться не очень большим размером. Во-первых, легче будет нести, а во-вторых, по словам знаменитого пленэриста Левитана, чем больше картина, тем в ней «больше вранья». Ведь такое полотно требует длительной работы, а потому многое придется дописывать позже, уже с помощью памяти и воображения. Обычно размер этюда не должен превышать размер альбомного листа, в идеале это 10 × 15 см.
• Бумага для любой техники и материала. Обратите внимание, что для бумаги обязательно нужно взять твердую подложку. Это может быть планшет или даже картонка, а закрепить бумагу можно канцелярскими резинками или зажимами. Также для фиксации подойдет малярный скотч.
• Скетчбуки. Благодаря твердой обложке можно обойтись без планшета.
• Грунтованный картон или холсты на картоне – можно расположить прямо на коленях.
• Грунтованные холсты на подрамнике – удобнее ставить на переносной мольберт-треногу или этюдник. Кстати, в нем можно транспортировать все принадлежности, а еще готовую картину домой (если его конструкция это позволяет).
3. Вспомогательные инструменты и оборудование.
• Кисти. Выбор кистей зависит от материала, которым вы планируете писать на пленэре. Белка будет лучшим вариантом для акварели; щетина больше подойдет для «тяжелых красок» типа масла или акрила; пони хороша для гуаши и акрила; синтетика и колонок – универсальные кисти, подойдут для любых материалов.
• Водяная кисть (аквакисть) пригодится, если вы не взяли с собой емкость для воды или собираетесь писать несложные сюжеты и делать быстрые зарисовки.
• Палитра и стакан для мытья кистей, вода для разбавления красок и промывки кистей, а также вода для питья. В жару берите предварительно замороженную бутылку: так она дольше останется холодной.
• Простой карандаш, канцелярский нож для заточки карандашей, ластик/клячка.
• Папка для переноски работ и эскизов.
• Пеналы для кистей и прочих принадлежностей.
• Разбавитель для акриловых и масляных красок или маскирующая жидкость для акварели.
• Складной стул: если нет суперкомпактного трехножного, подойдет и самый обычный для кемпинга.
• Не забудьте прихватить перекус и ланч-бокс с едой для восстановления сил, салфетки для очищения от красок рук и принадлежностей, а также пакеты, куда можно сложить испачканные салфетки (оставлять за собой мусор вы точно не захотите).
• Также вам могут пригодиться дождевик или зонт. Кстати, зонт защитит не только от дождя, но и от солнца. Рекомендуем брать белый или черный зонт, потому что любой другой может придать вашему рисунку неожиданный оттенок и дома вы не узнаете свою работу.
Еще несколько практических советов
• Не тратьте время на поиск «еще более интересных» видов. Как правило, первая же понравившаяся локация будет самой лучшей. Помните, освещение быстро меняется, поэтому сразу беритесь за дело.
• Перед началом работы можно сделать фото натуры – это поможет вам уточнить какие-нибудь мелкие нюансы в этюде после возвращения домой.
• Выбрав хорошо освещенное место, сами по возможности берегите глаза от яркого света и располагайтесь в тени. В любом случае (хоть в тени, хоть на свету) наденьте кепку с козырьком или шляпу: ограничив обзор, будет легче фокусироваться на пейзаже и рассмотреть все детали.
• Старайтесь, чтобы на холст падал не слишком яркий свет, так как он мешает оценить реальную контрастность рисунка. Дома он может оказаться в невнятных средних тонах. Поэтому отверните холст от прямого солнца.
• Помните, что через какое-то время глаза привыкают к оттенкам и «замыливаются». В первые 15 минут надо успеть нанести крупными мазками основные цвета (небо, землю, деревья вдали и на переднем плане). После этого можно переходить к прорисовке элементов композиции.
• Делайте перерывы в работе каждый час. Так вы дадите себе передышку и после отдыха сможете взглянуть на рисунок по-новому.
• Используйте коронный прием опытных пленэристов: посмотрите на работу с необычного ракурса. Для этого нужно отвернуться от рисунка и нагнуться, чтобы рассмотреть его снизу, в перевернутом виде. Без шуток, так данный прием эффективнее всего. Но, если вы стесняетесь публики, можно просто на какое-то время перевернуть свой холст.
• Еще можно иногда смотреть на рисунок, расфокусировав взгляд. Так глаза не будут цепляться за детали, и вам станут заметнее все цветовые пятна в работе, на которые нужно обратить внимание.
Поход на пленэр – дело непростое, но все, кто прошел через этот опыт, согласны, что он того стоит. Рисование на открытом воздухе – лучшее, что существует для изучения света в живописи. Эта практика научит вас наблюдать, класть мазки, правильно передавать в рисунке настроение. Не расстраивайтесь, если что-то не заладится, просто считайте это еще одним шагом в обучении. Зато, если картина получится, вы испытаете небывалое удовольствие. Ну что, этюдник на плечо, и айда на пленэр?