Выжигание – один из древнейших видов творчества, родившийся вместе с умением добывать огонь. Это искусство позволяет создавать настоящие картины – рельефные или гладкие – на деревянных досочках или заготовках. От них веет безмятежностью, умиротворением и теплом, а сам процесс работы всегда приносит настоящее удовольствие. Выжигать не так сложно, как кажется на первый взгляд. Нужно всего лишь изучить основы и запомнить некоторые правила безопасности. Самое главное правило: включенный прибор очень горячий, поэтому дети должны работать с ним только под наблюдением взрослых! Ну а после освоения основ вы с легкостью начнете создавать потрясающие шедевры, от которых наверняка придут в восторг ваши близкие и друзья.
Для работы нам понадобится:
Совет: чтобы случайно не испортить хорошую заготовку, рекомендуем сначала потренироваться в выполнении отдельных элементов на ненужной дощечке или фанерке. Только отработав каждый элемент несколько раз, и добившись удовлетворительного результата, приступайте к выжиганию самой доски. Перед выжиганием обязательно отшлифуем рабочую поверхность доски с помощью наждачной бумаги. Также наждачной бумагой закруглим рёбра доски, чтобы они не были острыми.
1. В комплект с прибором для выжигания также входят:
- универсальная насадка – для нанесения прямых линий, точек, затенения, затушевывания,
- рукописная насадка – для нанесения кривых линий, текста,
- насадка для теневой графики - затенения, затушевывания,
- линейная насадка – для нанесения контурных линий,
- точечная насадка – для нанесения точек.
2. Рукописная закругленная насадка достаточно универсальна. Ею можно проводить плавные линии разной толщины, делать точки. У неё закруглённый кончик, что позволяет ей не цепляться за волокна дерева и мягко, без подпалин вести линию рисунка.
3. Чтобы провести сплошную линию, расположим выжигатель под наклоном к доске. Не надо сильно прижимать его к поверхности заготовки. Линии будем вести не остриём, а боковинкой насадки. Цвет и размер линии зависят от того, насколько быстро ее проводить. Если медленно – линия темная и толстая. Если быстрее – линия тоньше и светлее.
4. Чтобы получить равномерную линию, будем вести выжигатель с постоянной скоростью, не останавливаясь.
5. Теперь освоим точечный узор. Для этого поставим насадку вертикально, касаясь острием доски. Долго удерживая прибор на одном месте (можно его даже слегка прижать к дереву) и получим толстую тёмную точку.
6. Если едва-едва касаться доски, то получатся тонкие маленькие точечки. При этом прибор всё время надо держать вертикально.
7. Чтобы заменить насадку в ходе работы, обязательно нужно воспользоваться специальными инструментами (плоскогубцами или круглогубцами). Внимание! Прибор нужно держать неподвижно, а вращать только инструмент, иначе может перегнуться и сломаться провод! Кроме того, он может попасть на горячее жало и расплавиться.
8. Вставим новую насадку и прикрутим её. Если насадка качается в гнезде, то нужно затянуть винтик на держателе.
9. Линейная насадка с тонким заостренным концом удобна для проведения тонких линий. Ей можно проводить плавные линии и прорисовывать мелкие детали. Остриё насадки плоское, поэтому нужно наклонить его к доске достаточно сильно, чтобы острие не цеплялось за волокна дерева.
10. В процессе выжигания на насадках скапливается нагар. Его надо счищать время от времени, иначе он может испачкать рисунок. Чтобы очистить насадку, проведем ей очень легко, без нажатия, по наждачной бумаге.
11. Универсальная насадка-нож позволяет проводить ровные прямые линии.
12. Сначала прижмем к доске только уголок насадки, затем поставим его на всю длину лезвия и проведем линию. Сильно прижимать нож к доске не нужно. Линию надо вести плавно и равномерно, чтобы избежать подпалин.
13. Чтобы получить одинаковые ровные штрихи (например, хвоинки на еловой ветке), можно также просто прижимать нож к доске по всей длине.
14. Перевернув насадку остриём вверх, можно рисовать закруглённой стороной острия. Такой способ позволяет рисовать тонкие изогнутые линии.
15. Повернем нож лезвием вниз и, прижав только кончик, выполним короткие штрихи-капельки.
16. Насадка-нож скошена по бокам, и этими поверхностями тоже можно работать. Поставим насадку на остриё и будем наклонять ее то вправо, то влево. Постараемся прижать всю скошенную поверхность к дереву. Немного натренировавшись, получим в итоге сердечко.
17. Теперь поставим насадку для теневой графики в форме листика. У неё очень много возможностей: затенение, штампы, линии, точки…
18. Прижимая к дереву только боковую часть насадки, проведем ее ребром тонкие, плавные линии. Правило такое же: равномерная скорость без нажима. Проводим медленно – линия темнее, быстро – светлее.
19. Плавное круговое движение только рёбрами насадки позволит сделать белый лепесток. Для этого прижмем насадку к дереву ребром и плавно перекатим ее по всей длине к другому ребру.
20. Можно просто прижать насадку к дереву всей «пяточкой», и получится равномерно затёмненный лепесток.
21. Не забудем время от времени стирать нагар с насадки, чтобы сажа не испачкала наш узор.
22. Прижмем насадку к дереву, но не будем держать ее на одном месте, а проведем по дереву всей ее плоскостью и закрасим всё темным цветом, словно карандашом. Если пройтись по одному и тому же месту несколько раз, оно будет становиться все темнее и темнее. Таким образом, можно затенять большие участки, чтобы создать тень или отрисовать реалистичную грозовую тучу.
23. Плоскогубцами поменяем насадку – вкрутим длинную точечную насадку.
24. Держа прибор строго вертикально острием вниз, сделаем точки. Едва касаясь насадкой, получим маленькие точечки. Слегка прижмем насадку к дереву, и точки получатся крупнее и темнее.
25. Не отрывая острия, наклоним прибор так, чтобы вся боковая поверхность насадки коснулась дерева. Получится декоративный элемент с закруглением на конце. В некоторых случаях он может пригодиться. Например, чтобы выполнить тычинки вокруг цветка.
По всем вопросам обращайтесь через форму обратной связи, мы обязательно ответим!